войти через Google+ войти через VK
Усадьба купца Макарова в Соломбале | Архангельск

Усадьба купца Макарова в Соломбале | Архангельск

Усадьба купца Макарова расположена в Архангельске на проспекте Никольском в доме под номером 2. Усадьба с хозяйственными постройками была возведена на берегу реки Кузнечихи в 1900 году. Строение было приобретено известным архангельским купцом и лесопромышленником Яковом Ефимовичем Макаровым. Рядом с домом располагался Макаровский лесопильный завод. Ранее в этом доме жили высшие морские чины и сюда заглядывали члены императорской семьи во время своего визита в Архангельск.

Яков Макаров, конечно, уступал размерами своего капитала многим архангельским торговцам. Но, пожалуй, никто из них не оставил столь приметного следа в жизни города, как Яков Ефимович. Хозяйственная и общественная деятельность этого человека длилась более сорока лет.

Яков Ефимович Макаров родился в Архангельске 6 октября 1851 года, как и его отец - Ефим Парфентьевич, архангельский мещанин, зарабатывавший на жизнь галантерейной торговлей, не пожалел денег на то, чтобы дать сыну Якову хорошее, столичное образование. В 1867 году в возрасте 16 лет Яков Макаров уехал в Петербург и поступил учиться в Технологический институт. После окончания института он вернулся в Архангельск и основал собственную мастерскую – на технической базе, принадлежавшей отцу.

Отец же дал ему и первую рекламу. Опубликовал в «Архангельских губернских ведомостях» коммерческое объявление: «Сын мой, Яков Макаров, кончив курс учения в С.-Петербургском технологическом институте по мастерствам: литейному, слесарному, кузнечному, механико-токарному и пр., прибыл в Архангельск и в принадлежащих мне мастерских под личным своим наблюдением приспособил мастеровых к более удобной выделке изделий по новому способу и с применением новых усовершенствованных инструментов производит теперь отливку медных и чугунных вещей, требующихся на иностранные и русские суда и другие поделки… Надеюсь, что публика не оставит своим вниманием к заказам».

Мастерская стала началом собственного пароходства. У Макарова не было космических амбиций. Задача стояла достаточно скромная, но при этом вполне очевидная – обеспечить доступность окрестностей Архангельска. Природа так распорядилась, что даже практически все эти окрестности были островами, и сухим путем попасть на них можно было исключительно зимой. В другое время – только по воде. Но именно из-за «малого величия» этой задачи до Макарова никто ее даже не пытался решить. Было очевидно, что особых прибылей такое пароходство принести не может – в минус бы не выйти. Простой мужик, который валит лес или курит смолу, много, увы, не заплатит. Но Макаров понимал, что для полноценной городской инфраструктуры подобные рейсы являются жизненно необходимыми. Именно это соображение – а не извлечение сверхприбыли – было главным для него.

Сначала он построил три небольших пароходика, или “паровых барказа”, для перевозки людей на левый берег и для пригородного сообщения. Документы сохранили названия макаровских судов. Это были “Перевозчик”, “Соломбала” и “Первенец”. В 1897 году принадлежащие ему маленькие пароходики, прозванные архангелогородцами «макарками», стали совершать рейсы от Соборной (ныне Красной) пристани до Соломбалы и Холмогор. По преданию, пароходик “Первенец” совершал рейсы по реке Пинеге, на нем не раз ездил на родину знаменитый Иоанн Кронштадтский.

Предпринимательский нюх молодого бизнесмена оказался безупречным: не за горами было время, когда к левому берегу подошла железная дорога и поток пассажиров из города устремился с речного на железнодорожный вокзал и обратно.

Вскоре в макаровской флотилии появились еще три парохода. Яков Ефимович не мудрил с их названиями. Они рождались естественно, сами собой: “Четвертый”, “Пятый” и “Родина”. А затем купец стал приобретать не только пассажирские, но и буксирные пароходы.

В конце XIX века предприниматель имел свой большой жилой дом, механический и лесопильный заводы, шесть пароходов, успешно вел заграничную торговлю. Уголь для нужд своих заведений и пароходов он выписывал из-за границы, чугун и железо приобретал на Усть-Сысольском и Кажимском заводах, лес покупал у частных лиц или с торгов в управлении государственного имущества. Общая стоимость имущества к тому времени составляла около 300, а годовой оборот капитала 500 тыс. рублей.

В начале ХХ века Макаров учредил акционерное общество “Архангельское речное легкое пароходство” с уставным капиталом в 100 тыс. руб. По уставу общества, подписанному Николаем II 26 апреля 1907 года, правлению разрешалось “приобретать в собственность, устраивать и арендовать строения, пароходы, суда, пристани, доки, верфи и другие сооружения”.

Получил от отца бани, находившиеся на набережной Северной Двины между улицами Театральной и Пинежской. В 1898 году построил на их месте новый корпус «номерных бань». Однако бани в том же году сгорели. Тогда же построил кирпичные двухэтажные бани с подвалом. Бани открылись 21 декабря 1902 года и быстро завоевали популярность у горожан.

В 1904 году начал строить Успенские бани, а в 1906 году — бани в Соломбале, став на многие годы монополистом в этой отрасли городского коммунального хозяйства.

В 1917 году вместе с Владимиром Андреевичем Ленгауэром и Борисом Семеновичем Ульянским создал Северное товарищество лесных заготовщиков, лесозаводчиков и лесоторговцев для объединения отдельных предприятий лесной промышленности.

Занимал ряд общественных должностей: состоял директором Константиновского детского приюта, председателем Народного Дома имени Петра Великого, вице-президентом бегового общества Архангельска, директором местной тюрьмы, церковным старостой кафедрального собора, членом попечительства о народном образовании при приходских училищах, казначеем Архангельского отделения общества спасания на водах, членом портового присутствия от купеческого сословия, председателем Сиротского суда, в течение 16 лет гласным Городской думы.

Жил купец Макаров рядом со своим лесопильным заводом. Место в Соломбале было известное. Ранее здесь стоял дом, в котором до упразднения Архангельского военного порта жил генерал-губернатор порта. Весной рядом с домом строили мост, соединявший Соломбалу с центральной частью Архангельска, а когда на реке Кузнечихе вставал лед, начинала действовать ледовая переправа. Успел Яков Макаров увидеть и новенькие трамваи, бегавшие в Соломбалу и обратно по рельсам, проложенным прямо по льду реки.


Архангельские старожилы еще недавно при случае припоминали хорошо известную когда-то в городе байку. Якобы купец Макаров, стремясь побить своих конкурентов на пригородных речных перевозках, не только не взимал платы с пассажиров своих пароходов, но настрого наказал командам угощать всех во время рейсов стаканом сладкого чая с сушкой. Правда это или нет, сейчас трудно сказать.

Крупная беда постигла купца в июле 1914 года: на бирже лесозавода почти полностью сгорел запас древесины. Получив страховку в размере 127 тыс. рублей, 63-летний заводчик сумел ликвидировать последствия пожара, не отошел от дел.

Испытания особого рода выпали на долю деловых людей России в 1917 году. Сразу же после февральской революции Яков Ефимович вкусил “прелести” новой власти.
Очевидец свидетельствует о том, что после получения вести о свержении царя рабочие-судоремонтники остановили работу макаровской лесопилки и отправились в город на демонстрацию. “При этом владельца завода, старика Макарова, пишет он, захватили с собой, предложив ему нести красное знамя. Наспех сделанный флаг был очень тяжел, так как полотнище его было прикреплено к длинной сырой рейке. Старик Макаров, протащив немного флаг, устал и взмолился, чтобы его освободили. Решили освободить, и флаг понесли другие”.

В 1919 году, когда англичане предложили всем желающим эвакуироваться из Архангельска, он воспользовался этой возможностью. Бывший купец, потомственный почетный гражданин Архангельска Яков Макаров оказался в эмиграции. Он умер в Брюсселе в августе 1927 года.
.
Все его дома, предприятия и магазины в Архангельске после 1920 года были национализированы. Лесозавод, тот, что был рядом с его домом, работал еще долго, и значился в документах как лесозавод №8. Сейчас в бывшем заводском бассейне водного цеха располагается стоянка катеров и яхт.

*использован материал статьи Александра Вертячих «Банный император», напечатанной в «Северном комсомольце» 5 марта 1993 года.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 163020, Архангельск, пр. Никольский, д. 56
Соломбальский район
Координаты: 64.576670, 40.507723
Дата строительства: 1890 год
Архитектор: Сергей Августович Пец
Архитектурный стиль: эклектика
Статус: Объект культурного наследия регионального значения. Рег. № 2930482000

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно
Вход: бесплатный
Телефон:

ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ
Памятник Владимиру Ленину: 1,2 км.
Константиновский приют: 1,2 км.
Гостиница купцов Макаровых: 1,3 км.
Англиканская церковь: 1,6 км.
Церковь Мартина Исповедника: 1,5 км.
Воинский мемориал погибшим 1941 -1945: 1,5 км.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
- Бани, расположенные в двухэтажном кирпичном корпусе на набережной Северной Двины, получили у горожан название «макаровские бани». Этот топоним, связанный с именем Макарова Я. Е., жив и сейчас.
- Пароход Макарова Я. Е. «Первенец» первым прошел по реке Пинега и часто возил отца Иоанна Кронштадтского на родину в деревню Сура.
- В народе пароходы Макарова Якова Ефимовича прозвали «макарками».
- В отличие от своих коллег Макаров Я. Е. был предпринимателем-универсалом: он не ограничивал свою деятельность какой-то одной областью. В Архангельске даже ходила поговорка «У Макара Якова дела было всякого».

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Иришка 2024-11-04 15:32
Спасибо Вам узнала много нового
СашКа 2024-11-04 15:31
Здорово! Узнала то, о чём с детства слышала и бывала. Вот человек: столько помог людям! Смекалка предпринимательская.
Алиса 2024-11-04 15:03
Вот времена были. Ну и сейчас не лучше. Нет уже таких Макаровых
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ