войти через Google+ войти через VK
Кузнечевский мост | Архангельск
20.10.2014 2325
изображение: InfaGrad.ru

Кузнечевский мост | Архангельск

Кузнечевский мост (Соломбальский) — автомобильный и пешеходный мост в городе Архангельске через реку Кузнечиха, соединяет Соломбалу с центром города, первый канатный, железобетонный мост в России. Дата открытия - 20 октября 1956 г. Длина — 385 м. До 2003 года по мосту ходил трамвай. Мост не разводится.

Первый мост из Архангельска в Соломбалу

В 1693 году Петр Первый основал в Соломбале судоверфь, вошедшую в начале XVIII века в состав Архангельского Адмиралтейства – комплексного оборонного предприятия, занимающегося строительством, ремонтом и снабжением военных кораблей. Архангельск стал крупнейшим судостроительным центром. Ежегодно со стапелей верфи сходило несколько военных кораблей, помогавших держать на должном уровне обороноспособность России. Чтобы их строительство не прекращалось, были нужны рабочие руки и бесперебойное снабжение материалами.

Чтобы ускорить переправу, архангельское купечество направило в Городскую Думу ходатайство о строительстве моста. В апреле 1805 года думцы с предложением согласились. Поддержав ходатайство, они отправили его в Санкт-Петербург для утверждения на «Высочайшем уровне». Чтобы купеческая бумага выглядела убедительней, ее подписал и военный губернатор Архангельской губернии г-н И. Ферстер.

17 мая 1805 года «высочайший уровень» в лице императора Александра Первого«соизволил» строительство моста через Кузнечиху разрешить. Первый кузнечевский мост был возведен менее чем за месяц. Руководил строительством архангельский городской голова Василий Попов. Мост состоял из 12 барочных днищ, на которых были уложены балки. Их, в свою очередь, закрывали настилом из досок, набранных в два ряда. К зиме настил разбирался. Днища же в холодное время не трогали. Лишь перед вскрытием реки весной днища отводили к берегу по специально устроенным прорубям. Во время ледохода эти части мостовой конструкции удерживались якорями и канатами.

Мост этот был не особо дорогим. Стоимость его ежегодного обустройства не превышала пяти тысяч рублей. Эта сумма частично возмещалась за счет того, что он был платный. За право перебраться по нему на другой берег брали от одной копейки с пешехода до двадцати – с коляски или кареты, запряженной четверкой лошадей. Считалось большим шиком проехать по мосту на повозке. В таком варианте Кузнечевский мост просуществовал 32 года. В 1837-м от него как небезопасного отказались. Народ больше не хотел ходить по мосту, который из-за незначительного подъема уровня реки заливало водой. Чтобы уберечь людей от "речного душа", было решено с помощью опор поднять настил над днищами. Этот вариант просуществовал всего шесть лет. Во время ледохода 1843 года якорь не смог удержать на берегу увеличившееся количество днищ, которые, несмотря на все принятые меры, унесло в Белое море.

Во избежание повторения подобного казуса в 1844 году мост начали строить на сваях, забивая их «кустами» в связке по десять штук. «Кустарные насаждения» находились друг от друга на расстоянии в две с половиной сажени (примерно 5,5 метра). В середине моста специально для пропуска судов устраивалась разводная часть. Под проходившие корабли отвели четыре сажени.

На свайные конструкции укладывался дощатый настил, который превышал уровень воды на целую сажень (2,1336 метра). Так что люди на мосту теперь не мокли. Кроме того, новый вариант перехода стали разводить далеко не для всех судов. Небольшие лодочки спокойно могли проходить под ним.

Этот мост также устанавливался только на год. По окончанию летнего сезона дощатый настил снимался. Сваи же, благодаря приливам и отливам, сами собой вытягивались льдом. Свайный вариант моста оказался самым долговечным. Он просуществовал целых 77 лет. В 1918-21 годах мост делали особо крепким, способным выдержать трамваи, что шли по нему.

В 1922-м подсчитали, что за 117-летнюю историю Кузнечевских мостов на их ежегодные сбор и разбор было потрачено миллион 250 тысяч рублей. Эта колоссальная сумма и заставила Архангельский губернский исполком принять решение о постройке постоянного деревянного моста. В феврале 1924 г. мост был построен и по деревянному мосту в Соломбалу пошли трамваи. Но уже 4 мая 1924 года почти половина "постоянного" моста была сметена весенним буйством Кузнечихи. Конструкцию, не выдержавшую удара первого в ее жизни половодья, было решено не восстанавливать, разобрав уцелевшую часть на дрова.

Было решено деревянный мост заменить на металлический. Архангельский Губернский Отдел Местного Хозяйства обращался к Северо-Западной Областной конторе Государственного Строительства железнодорожных сооружений с просьбой о выяснении технической возможности постройки постоянного моста через реку Кузнечиху и составлении соответствующих проектов. Было предложено пять вариантов. Один из них был утвержден. Проект Кузнечевского моста был разработан известным инженером, мостостроителем Григорием Петровичем Передерии (Член-корреспондент АН СССР (1939). Академик Академии наук СССР (1943 г.). Лауреат Сталинской премии (1943). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1946). По его проектам были построены мосты через р. Обь у Барнаула, через р. Павловку у Рязани, через р. Волхов в Сольцах, через р. Вологду в г. Вологде и наш Кузнечевский мост.

Осуществлению планов по строительству помешали сначала репрессии, среди руководителей строительства нашли «врагов народа», а потом начавшаяся война.

В начале 1941 на Дебальцевском металлургическом заводе (Украинская ССР) было изготовлено 750 тонн металлических пролетных конструкций для нового моста. Планировалось завершить изготовление остальных конструкций к 1 июля, в третьем квартале начать отгрузку их железнодорожным транспортом и строительство моста завершить к концу 1941 года, однако начавшаяся война не позволила планам сбыться и строительство моста было отложено на 15 лет.

Открытие моста через речку Кузнечиха
20 октября 1956 года железобетонный подвесной мост через реку Кузнечиху, соединивший центр Архангельска с одним из крупных промышленных районов города — Соломбальским сдан в эксплуатацию.

Кузнечевский мост - стальной балочно-подвесной автомобильно-пешеходный мост, несущий 4 полосы дороги. Общая длина моста 360 метров. Стальные пролеты уложены на четыре опоры и устои из железобетона, на двух средних опорах стоят пилоны, удерживающие три средних пролета. Крайние два пролета моста балочные.

Открытие моста стало для северян событием года: это был не просто первый железобетонный мост через Северную Двину, это был первый в Советском Союзе мост на стальных тросах, общая длина которых составляет несколько километров. Интересно, что долгострой, затянувшийся на 20 лет, даже упомянули в одном из концертных номеров знаменитые в свое время Штепсель и Тарапунька.

Капитальный ремонт Кузнечевского моста.
В 2003 году начался первый капитальный ремонт моста, были разобраны и убраны трамвайные пути, срезан толстый слой асфальта и бетона, что позволило существенно разгрузить обветшалый мост, были заменены и покрашены в красно-оранжевый цвет некоторые металлические конструкции.

Весной 2004 была ограничена весовая нагрузка и введен запрет на движение большегрузного транспорта, после чего была сооружена понтонная переправа для тяжеловозов севернее Кузнечевского моста.


Происшествия на Кузнечевском мосту
7 июня 2013 года около 21:00 движение на мосту было перекрыто. Причиной этому послужил бесхозный чемодан с надписью "Осторожно! Бомба!", обнаруженный рядом с остановкой транспорта на спуске с моста. В чемодане, осмотренном саперами, были обнаружены ненужные вещи и старая одежда. В 22:15 движение возобновилось.


В настоящее время планируется постройка нового моста через Кузнечиху в районе острова Шилов, что позволит обеспечить надежную транспортную связь Соломбальского и Маймаксанского округов Архангельска с центром города.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 163020, г. Архангельск, река Кузнечиха
Соломбальский район
Координаты: 64.567805, 40.531142
Дата открытия: 20 октября 1956 года
Тип конструкции моста: висячно-балочный
Основной пролёт: 124 м.
Общая длина: 385 м
Ширина моста: 20 м
Максимальная нагрузка: 10 тонн/автомобиль
Инженер: Григорий Петрович Передерий

КОНТАКТЫ:
Режим работы: ежедневно
Вход: свободный
Телефон:

ВИДЕО
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Марго 2024-01-28 21:07
В 2003-2004 гг. проводился ремонт моста: были разобраны и убраны трамвайные пути, срезан толстый слой асфальта, что позволило существенно разгрузить мост.
Алиса 2023-07-22 19:07
Затянувшийся на 20 лет долгострой даже упомянули в одном из концертных номеров знаменитые в то время куплетисты Тарапунька и Штепсель.
Сноу Джон 2023-07-22 18:24
Это ведь не просто первый железобетонный мост, построенный через Северную Двину, это первый в Советском Союзе мост на стальных тросах.
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ