войти через Google+ войти через VK

Архангельский трамвай

Архангельский трамвай — закрытая трамвайная система, существовавшая в городе Архангельске с 1916 по 2004 год. Архангельский трамвай долгое время являлся самым северным трамваем в мире. В годы Великой Отечественной войны использовалась для перевозки воинских грузов. 21 июля 2004 года трамвайная система была закрыта по экономическим причинам, содержание трамвайного парка стало убыточным. Трамвайные пути вскоре были полностью демонтированы.

Ликвидация архангельского трамвая стала результатом целенаправленной политики руководства города Архангельска и занимавшего в то время пост мэра, Олега Нилова, волевым решением закрывшего 13 мая 2003 года единственный рентабельный трамвайный маршрут № 1. После этого закрытие всей Архангельской трамвайной системы стало неизбежным.

Общая длина трамвайных путей составляла около 56 км.

архангельский трамвай

История Архангельского трамвая

Идея строительства трамвайной системы в Архангельске начала обсуждаться ещё в далеком 1898 году. К 1913 году, после завершения строительства Северной железной дороги между Москвой и Архангельском, экономика города начала расти, увеличивалось и городское население. По этой причине в 1913 году было решено построить городскую железную дорогу. В те времена в Архангельске было много деревянных домов. Для безопасности деревянных домов было принято решение о строительстве электрической системы. Руководителями строительства электрического трамвая были Яков Лейцингер (городской голова) и инженер Константин Репин, который был автором проекта электрификации конки в Пскове (в 1911-1912 годах). Репин контролировал все строительные работы, а также приобретение необходтмого оборудования.

Работы по строительству архангельской трамвайной системы начались в 1914 году. 15 сентября 1914 умер Яков Лейцингер. Несмотря на смерть Лейцингера и начало Первой мировой войны, Константин Репин довел дело до конца. В течение трех лет, в городе были проложены трамвайные пути (двухпутные, ширина колеи 1524 мм), установлена воздушная контактная сеть, было построено трамвайное депо и тяговая подстанция. 

Тяговая подстанция была построена в 1914 году (ул. Пермская, 13 (ныне улица Суворова)). Трамвайное депо было построено на пересечении Почтового тракта (ныне Ленинградский проспект) и Набережной Северной Двины (ныне Чапаева улица). Во время Первой мировой войны Архангельск был главным портом, гуда доставлялась помощь союзников. Грузовой тоннаж морского порта Архангельска увеличился в 20 раз

Трамваи были изготовлены на Мытищенском заводе. Система трамвая была открыта 25 июня 1916 года. Первый трамвай прошёл от депо к зданию Городской Думы (ныне Северный государственный медицинский университет, пересечение пр. Троицкого и ул. Полицейской (ныне ул. Свободы)). Первыми пассажирами были городские чиновники и купцы. На следующий день трамвай был открыт для всех пассажиров. В день открытия работало 8 трамвайных вагонов (типа "М"). В целом, к концу 1916 года насчитывалось 17 пассажирских трамвайных вагонов. Десять из этих трамваев (№ № 11-20) были сделаны на заводе в Мытищах в 1915 году, еще семь (№ № 21-27) - в 1916 году. Был приобретен снегоочиститель.

Отцы города на фоне здания городской думы на углу пр. Троицкого и ул. Полицейской (ныне - ул. Свободы) в день открытия трамвая. Теперь в этом здании размещается медицинский университет. Фотограф неизвестен. 26 июня 1916 г.

Команда Репина на фоне вагона Мытищенского завода и здания трамвайного депо. Вагоны данного типа эксплуатировались в Архангельске с 1916 по 1952 год.Фото Анатолия Поплавского. 1916 г.

В то время существовало 2 маршрута:

Трамвайная сеть в Архангельске в 1916 г. Маршрут № 1 - красный, маршрут № 2 - голубой, пути в депо - серый
1) ул. Архиерейская (ныне ул. Урицкого) - пр. Троицкий - ул. Полицейская (ныне ул. Свободы); 2) ул. Полицейская (ныне ул. Свободы) - пр. Троицкий - ул. Пермская (ныне ул. Суворова).

Эксплуатация системы трамвая была очень выгодна - ежедневная прибыль была свыше 1000 рублей. Проезд на маршруте № 1 составлял 7 копеек, на маршруте № 2 - 10 копеек. Вскоре городские власти, желаю увеличить прибыль, решили увеличить оплату проезда до 10 и 15 копеек соответственно. Новый тариф был введен со 2 июля 1916 года. В результате, за первые сутки ежедневная прибыль увеличилась до 1949 рублей (2 июля), но очень скоро снизилась до 1248 рублей (5 июля). Годовой пассажиропоток составил 3 107 600 человек.

Вагон Мытищенского завода на пр. Троицком возле ул. Пермской (ныне - ул. Суворова). За трамваем - один из старых корпусов современной 1-й городской больницы. Кадр из американская кинохроники. 1918 г. Летом 1918 г. работники и служащие трамвайного депо объявили забастовку и отказались возить интервентов по городу. По одному, под конвоем их проводили в депо, но многие скрылись из дома. Пришлось на их место встать английским и американским военнослужащим.

Вагон Мытищинского завода на пр. Троицком. Слева - Мариинская гимназия, в которой размещался штаб английского экспедиционного корпуса во время интервенции на Севере. На флагштоке - британский флаг. Неизвестный английский фотограф. Весна 1919 г

трамвайная переправа

Ледовая трамвайная переправа через протоку Кузнечиху (фото 1918, 1926 г.)

2 февраля 1917 года открылась трамвайная линия в Соломбалу. Этот район расположен на другом берегу речки Кузнечихи, делящей город на две части. До Октябрьской революции, в летний период, Соломбальский остров был связан временным деревянным мостом с центральной частью города. Однако никакой постоянной переправы через реку не было. По этой причине, зимой трамвайные пути прокладывались непосредственно на временных деревянных опорах на льду (подобный метод был использован в Санкт-Петербурге в 1895-1910 и в Нижнем Новгороде в течение 1896-1910-х годов). Позже была построена трамвайная линия да 6 версты (в настоящее время Лесозавод № 3). Длина трамвайной сети составляла 14,84 км.

Коллектив Архангельской городской железной дороги. Снимок сделан на углу ул. Урицкого и пр. Петроградского (ныне - пр. Ломоносова).Фотограф неизвестен. 1928 г.

старый архангельск

Промышленный электровоз с прицепными грузовыми вагонами на доставке стройматериалов к строящемуся зданию Дома Советов (ныне - областная администрация) и реконструирующемуся участку пути на пр. Павлина Виноградова (ныне - пр. Троицкий).

старый архангельск

Поезд из моторного вагона серии Х и прицепного вагона серии КП на пр. Павлина Виноградова (ныне - пр. Троицкий). Вагоны серии Х эксплуатировались в Архангельске с 1931 по 1969 год, а серии КП - с 1931 по 1963 год. Фотограф неизвестен. Начало 1930-х гг.

архангельский трамвай

Поезда из вагонов серии Х с прицепом (слева) и вагонов КТМ-1 и КТП-1 (справа) на углу пр. Павлина Виноградова (ныне - пр. Троицкий) и ул. Гайдара. Фото Максимилиана Поповича. Середина 1950-х гг.

архангельский трамвай

Поезд из моторного вагона КТМ-1 и прицепного вагона КТП-1 центрального маршрута на углу пр. Павлина Виноградова (ныне - пр. Троицкий) и ул. Вологодской. Вагоны данных моделей эксплуатировались в Архангельске с 1953 по 1978 год. Фото Максимилиана Поповича. Середина 1950-х гг.

Схема маршрутов архангельского трамвая по состоянию на 2000 год.

До 1956 года трамвайная сеть Архангельска состояла из двух независимых систем — одна в центре и на юге города, с маршрутами № 1 и 2, другая в Соломбале, с маршрутами № 3 и 4. Вскоре открылся Кузнечевский мост, и вагоны первого маршрута пошли в Соломбалу. Также появился маршрут № 5, ходивший от улицы Октябрят до улицы Гагарина.

В начале XXI века для трамвая наступили тяжёлые времена. Сначала закрылся маршрут № 5. В 2002 году с закрытием Кузнечевского моста на ремонт маршрут № 1 был укорочен до улицы Гагарина, а маршруты № 3 и 4 были отрезаны от сети в центре города. 1 октября 2002 года они были закрыты, и началась ликвидация трамвая в Архангельске. Вскоре маршруты № 1 и 2 объединили в № 2 от Лесозавода № 2 до улицы Гагарина и открыли маршрут № 2к по трассе бывшей «двойки». Длинная «двойка» была закрыта в 2003 году со снятием линии по Троицкому проспекту. 21 июля 2004 года был закрыт последний маршрут № 2к, который к тому времени уже был под № 2.

архангельский трамвай

Памятник Архангельскому трамваю установлен в Детском парке

Адрес: Россия, Архангельск, наб. Северной Двины, 86
Координаты: 64.539254, 40.510773

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ