войти через Google+ войти через VK
Подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря | Архангельск
30.09.2014 1978
изображение: InfaGrad.ru

Подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря | Архангельск

Здание Сурского подворья Иоанно-Богословского монастыря в Архангельске. Подворье сохранилось до наших дней - это трехэтажное кирпичное здание на углу Троицкого проспекта и площади Профсоюзов. Здание подворья выглядело весьма живописно. Оно было завершено тремя куполами — большим в центре и двумя малыми по сторонам. На фоне красных кирпичных стен выделялись украшавшие их белые кресты. Здание Подворья Сурского монастыря построено в 1905-1907 гг. (архитектор Ермолин). Является памятником истории и культуры регионального значения, охраняется государством.

Первоначально Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря выглядело, как двухэтажное деревянное здание на набережной Северной Двины, при котором были кельи для сестер и часовня. Это описание относится к 1904 г., причём его автор, Н. Большаков, сообщает, что тогда подворье не имело своего храма. Поэтому по приезде в Архангельск о. Иоанн Кронштадтский служил в Свято-Троицком соборе и Благовещенском храме.

Подворье Сурского монастыря было построено и освящено в 1907 году. Закладку нового каменного здания Сурского подворья совершил св. Иоанн Кронштадтский в июне 1906 года, основателем монастыря в селе Сура на Пинеге.

Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский). В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи.

В начале XX века Сурское подворье считалось лучшим зданием Архангельска как с архитектурной, так и с градостроительной точек зрения. Оно было построено в русско-византийском стиле: над храмом возвышались три главки, две маленькие и одна большая, с двумя ярусами кокошников в основе, средняя часть здания была выделена - она выступала за основную часть фасада, между оконными проемами второго этажа рельефом выступали кресты. Над входом в здание была колокольня с восемью колоколами (самый большой весил 48 пудов).

Первоначальный проект здания, разработанный в 1904 году, значительно отличался от осуществленного в 1907 1-й этаж существующего сейчас здания выполнен в одном стиле, а 2-й и 3-й уже в другом (русско-византийском). К тому же, при внимательном осмотре фасада здания по Троицкому проспекту видно, что первоначально подворье состояло из двух отдельно стоящих строений и уже позже они были объединены кирпичной вставкой.

Здание было многофункциональным, и поэтому имело несколько входов. В церковь и подворье вели два входа: главный, со стороны Набережной, и служебный ("домашний"), со двора, в пристройке.

Судя по фотографиям того времени, входы на сторону Шенкурской улицы так и не были устроены. Первоначально, видимо, не были устроены и все входы в подвалы, так как в январе 1912 г. было получено разрешение строительного отдела на ходатайство монастыря на устройство трех входов в подвальные помещения с Троицкого проспекта.

На крыле здания, выходящем на Шенкурскую ул. (совр. ул. Правды) был надстроен третий этаж, на котором размещалась церковь. Здание покрывалось железной крышей, на которую вела лестница: в той части здания, которая была двухэтажной, лестница была внутренняя, а в трехэтажной части она выходила наружу (от балкона, на котором размещалась звонница).

Главы, по проекту, имели кресты из шлифованных призматических стекол. Такие же кресты, но меньших размеров, предполагалось поместить на фронтонах и у подножья глав. Кресты были воздвигнуты еще в 1906 г. Над входом в здание и церковь, на балконе (лоджии) третьего этажа, была устроена звонница. Попасть на звонницу можно было через дверь, которая вела с верхней площадки ведущей в церковь лестницы.

На втором этаже, очевидно, в крыле, выходящем на Троицкий проспект, в 1920 г. размещалась квартира из трех комнат, в которой проживал подвор-ский священник Д. Федосихин. Здание отапливалось печами - голландскими и русскими, причем во втором этаже имелись и изразцовые печи (очевидно, в покоях настоятельницы). В церкви было устроено калориферное отопление.

Третий этаж той части здания, которая выходила на Шенкурскую улицу, был запланирован для размещения здесь домовой церкви Сурского подворья. 19 октября 1907 г. состоялось освящение церкви с престолом во имя Божьем Матери "Скоропослушницы" и преподобного Иоанна Рыльского (небесного покровителя основателя монастыря, Иоанна Кронштадтского).

Церковь состояла из трех частей - паперти, средней часть и алтаря. По проекту, перекрытие церкви было деревянным, в виде свода, и оштукатуренное. Пол во всей церкви каменный, из метлахских плиток, подобранных узор-но. Идея ступенчатого пола была отклонена настоятельницей монастыря, которая справедливо полагала, что в этом случае возникнет опасность для здоровья прихожан. Таким образом, помещения нижних этажей стали выше; высота церкви, в свою очередь, уменьшилась на 0,58 сажени (120 см).

Под средней аркой храма, напротив алтаря, помещались хоры - на чугунных колоннах и с чугунной лестницей.

Вход в церковь, лестница, стены были украшены живописью и текстами молитв. По бокам солеи перед клиросами со стороны молящихся, помещены резные изображения Распятия и Воскресения Христова. Три средних окна в храме показаны в проекте с цветными стеклами, переплеты коих представляют три креста в напоминании Голгофы, остальные окна храма из цельных стекол.

Изображений иконостаса не сохранилось, но есть очень подробное его описание. Иконостас был золоченым, двухъярусным, с верхом посредине, составляющим третий ярус; украшен "лучшей, мелкой резной работой в нынешнем новом стиле, весь на золотом фоне"6; Царские врата прорезные, расположенные на них иконы - с изображениями четырех евангелистов; посредине - "Благовещение". Справа от Царских врат были расположены иконы Христа Спасителя, Иоанна Богослова (храмовая икона; внизу - полная запись тропаря), далее, на дверях - иконы Архангела Михаила, Иоанна Рыльского - небесного покровителя Иоанна Кронштадского и св. Елизаветы. Слева от царских врат - иконы Богоматери, св. Николая Мирликийского и Порфирия Газского, Архангела Гавриила (на двери), Иоанникия Великого и Артемия Веркольского. Во втором ярусе - иконы двенадцати апостолов. В третьем ярусе -Тайная вечеря (размещена над Царскими вратами), справа от нее - икона Вознесения, слева- Преображения. Увенчивался иконостас иконой Воскресение и крестом. Все иконы местного письма, и, по мнению специалистов, содержали ошибки. По стенам храма и алтаря были размещены в киотах иконы, присланные Иоанном Кронштадтским, не поместившиеся в иконостасе.

При освящении присутствовала игумения Порфирия, ряд сестер монастыря, а также множество жителей города, для которых освящение нового храма при монастырском подворье было радостным, близким для каждого сердца, событием.

Деятельная, неутомимая игумения Порфирия потратила немало сил на подготовку этого торжества. Она руководила работами по храму, сама вышила одеяние на Престол, а также перевезла от Батюшки Иоанна иконы и другие предметы, предназначенные для Сурского подворья. А сурские монахини вышили красивые ковры для украшения церкви подворья. А одна из монахинь написала "находившуюся на аналогии" икону Божий Матери "Скоропослушницы". Накануне освящения подворья из Сурского монастыря прибыл хор под руководством инокини Валентины (впоследствии — монахини Аркадии). 

Сам Батюшка Иоанн не смог приехать на освящение Сурского подворья. Но тем не менее он сделал ему удивительный подарок "в святыню храма и в благословение насельницам подворья и обители". Этот дар представлял собой "драгоценный ковчежец, заключенный в большом дубовом футляре". В ковчежце хранились "частицы мощей 29 святых и частицы Древа Креста Христова. Эту святыню отец Иоанн получил от одного новгородского подвижника, и принявшего его в свою очередь от другого (схимника), и в течение 40 лет молился перед нею, получая утешение и отраду в скорбях".

Еще одно достопамятное для Сурского подворья событие произошло в 1913 году. Тогда его посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая основательница Марфо-Мариинской обители, подвижница, принявшая в послереволюционные годы мученическую смерть вместе с другими людьми, единственная вина которых была в том, что они принадлежали к роду Романовых. Поэтому в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло ее светлое имя.

Храм Сурского подворья был теплым, с калориферным отоплением. В 1913 году Сурское подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, а уже в 1920 году подворье было закрыто. Местный исполком решил «изъять здание Сурского подворья из ведения коллектива верующих» и передать «коллективу трудящихся» под Дворец труда — профсоюзную организацию.

Площадь перед подворьем получила название площади Профсоюзов. 4 июля в здание подворья прибыла комиссия, которая, не смотря на противостояние со стороны прихожан церкви, арестовала насельниц и реквизировала имущество. В помещении церкви был устроен актовый зал, а само здание обезличено: уничтожены купола, от колокольни остался только фрагмент, выложенные из кирпича кресты на фасаде частично сбиты, частично закрыты штукатуркой (два прямоугольных оштукатуренных выступа, расположенные симметрично на втором этаже — это бывшие кресты).

Сегодня здание Сурского подворья в Архангельске занимает военная прокуратура.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 163000, Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 47
Ломоносовский округ
Координаты: 64.531118, 40.532578
Дата строительства: 1905—1907 год
Архитектор: В.Д. Ермолин
Архитектурный стиль: Эклектика с ориентацией на русско-византийский стиль

КОНТАКТЫ
Режим работы: ежедневно
Вход: бесплатный
Телефон:

ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Любовь 2021-02-06 12:38
По сохранившимся описаниям, церковь подворья "вся была изящно отделана штукатуркой, пол составлен из метлахских плиток голубого и белого цветов разных оттенков". Но главным украшением храма был трехярусный золоченый иконостас.
Сметана 2019-09-12 11:31
В 1899 г. в селе Сура Пинежского уезда был учрежден женский Иоанно-Богословский монастырь. Учредителем общины явился уроженец села Сура Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей Андреевского собора в Кронштадте (Иоанн Кронштадтский).
Серяков Сергей 2019-09-12 11:27
Подворье Иоанно-Богословского женского монастыря - одно из самых красивых зданий в Архангельске. Оно было построено в 1907 г. Его существование пришлось на наиболее трудный период в истории России - эпоху войн и революций.
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ