Большая дизельная подводная лодка Б-396 проекта 641Б (шифр «Сом», по классификации NATO — «Tango klass») относится к лодкам 2−го поколения отечественного судостроения. ПЛ была спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструктор проекта — З.А.Дерибин, с 1974 года - Ю.Н.Кормилицын.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО СУБМАРИНЕ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Водоизмещение надводное, т / подводное, т |
2750 / 3550 |
Длина, м |
90,2 |
Ширина, м |
8,6 |
Осадка, м |
5,9 |
Глубина погружения, м |
300 |
Автономность, сут. |
80 |
Дальность, миль |
15000 |
Энергетическая установка: дизель-электрическая, л.с. / линий вала / 5−ти лопастные винты, шт. |
3x1900 / 3 / 3 |
Скорость хода: надводная, уз. / подводная, уз. |
13,5 / 16 |
Вооружение: носовых ТА калибра 533 мм., шт |
6 |
Количество торпед, мин |
24 |
Экипаж, чел. |
78
|
Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 проекта 641 Б была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово».
С 1980 года по 1998 год ДПЛ несла боевую службу в составе эскадры подводных лодок Северного Флота. ДПЛ выполняла задачи в Атлантическом океане, на Средиземном море, у западного побережья Африки, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в районе Баренцева и Норвежского морей. В 1998 году была списана и выведена из состава ВМФ России.
20 октября 2000 года ПЛ Б-396 из г. Полярный буксиром «Е.Егоров» была доставлена в г. Северодвинск и пришвартована к набережной Северного машиностроительного предприятия.
В апреле 2001 года подводная лодка была поднята на слип и затем переведена в цех на переоборудование. Превращение подводной лодки в музей велось ФГУП «ПО «Севмаш» на основе технического проекта и патента №23854 РФ. Руководители проекта - инженеры предприятия Ю.К. Григорьев, М.А. Кашин и В.Ю. Смирнов.
4 июля 2003 года в торжественной обстановке на ФГУП «ПО «Севмаш» состоялся спуск подводной лодки-музея на воду.
В конце августа корабль отправился в свой последний переход к месту вечной стоянки по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, ДПЛ прибыла в Москву.
Теперь пунктом постоянной прописки ПЛ стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище.
Подводная лодка, переоборудованная в музей, состоит из семи отсеков.
Первый отсек — торпедный
Вход в ДПЛ в музейном варианте осуществляется с правого борта через тамбур-вход. Вдоль правого борта на верхней палубе установлена смотровая площадка, обеспечивающая удобный и безопасный доступ и осмотр внутреннего насыщения отсека.
Посетителям демонстрируется вооружение, системы, механизмы, устройства, контрольно-измерительная аппаратура, приборы управления. В отсеке представлены: спасательный гидрокостюм подводника для выхода членов экипажа в аварийных ситуациях через торпедные аппараты, буй-вьюшка, корабельная рында.
Второй отсек — жилой, аккумуляторный
У входа в отсек, на переборке каюты командира, по правому борту установлена памятная доска с этапами службы ДПЛ. Для удобства прохода экскурсантов коридор расширен. На 2−й палубе обустроен демонстрационный зал, который оформлен в современном стиле и оборудован аудио- и видеотехникой, а также специальными средствами для учебно-лекционной работы. Для проведения собраний и занятий предусмотрено более 30 посадочных мест.
Третий отсек — центральный пост управления
Вход в третий отсек по верхней палубе, через проход арочного типа. В отсеке имеются две палубы: верхняя и нижняя. На верхней палубе расположены: центральный пост с локальными постами, штурманская, гидроакустическая и радиолокационная рубки. По вертикальному трапу возможен выход из отсека в прочную рубку, откуда через верхний рубочный люк обеспечивается проход в ограждение прочной рубки, на ходовой мостик и палубу надстройки. Механизмы, устройства, системы, приборы и оборудование центрального поста и рубок восстановлены, часть оборудования подключена. Осмотр рубок обеспечивается через прозрачные двери. Перископы подняты и закреплены в верхнем положении, что позволяет проводить осмотр окружающей местности из прочной рубки.
Пятый отсек — дизельный
В реальном виде показан дизель правого борта с обслуживающими системами и линией валопровода, а также центральный пульт управления дизелями (пост ДАУ). В отсеке показаны механизмы, устройства дизель-генераторной группы, системы главных механизмов. Оборудование, пост ДАУ, устройства отсека восстановлены в реальном виде.
Шестой отсек — электромоторный
В отсеке имеется электродвигатель правого борта с обслуживающими системами и линией валопровода в реальном виде. Над электродвигателем и линией вала для осмотра в палубе сделан вырез с ограждением безопасности.
Седьмой отсек — кормовой, жилой
В отсеке представлены общекорабельные системы, механизмы и устройства, оборудованы спальные места команды. Обеспечен проход к дейдвудным сальникам и осмотр валопровода. На подволоке отсека расположен штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды.
Выход из ДПЛ осуществляется через тамбур по правому порту. Двери в боевые рубки и жилые помещения лодки сделаны прозрачными, а проходы внутри ПЛ расширены.
Все отсеки оборудованы видеотехникой для интерактивного показа фильмов по истории флота, работе и созданию отдельных видов оборудования и вооружения. Организовано специальное освещение с использованием источников света для удобства обозрения и подсветки дополнительных экспонатов.
Для наиболее полного восприятия внешнего вида подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, что позволило приподнять корабль на 4 метра и сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.