войти через Google+ войти через VK
МОРСКОЙ КАЛЕНДАРЬ

МОРСКОЙ КАЛЕНДАРЬ

8 февраля 1888 года родился Ян Иосифович Нагурский (1888–1976 гг.), российский морской лётчик польского происхождения, гидроавиатор, первый в мире полярный лётчик. Нагурский первым совершил полёты на самолётесевернее полярного круга и первым в мире выполнил мёртвую петлю на гидросамолёте.

21 августа, 1914 год. Ян Нагурский вместе с механиком Евгением Кузнецовым на поплавковом биплане «Фарман» совершил первый в Арктике полёт вдоль западного побережья Новой Земли, достигнув 76 градусов с. ш. Полёт был совершён в связи с поисками экспедиции исследователя Г.Я. Седова.

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова считались пропавшими без вести. По инициативе Русского Географического общества 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству организовать их поиски. Решено было опробовать возможности авиации для поисков экспедиций.

Нагурский остановил выбор на «Фармане МФ-11». Всего в поисковой экспедиции участвовали четыре судна, в том числе «Эклипс» и «Герта» были приобретены правительством для нужд экспедиции, а «Андромеда» и «Печора» арендованы.

Всего Нагурский совершил 5 длительных разведывательных полётов (21, 22, 23 августа, 12 и 13 сентября) на высоте 800—1200 метров вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Во время последнего полёта он достиг 76 параллели. Общая продолжительность полётов составила 10 часов 40 минут, расстояние около 1060 километров.

В начале сентября "Печора" возвратилась в Архангельск, откуда Ян Нагурский отправился в Санкт-Петербург, чтобы рапортом в Главное гидрографическое управление отчитаться о проделанной работе.

Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внес существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.

Карьера летчика Нагурского была не долгой. В 1918 году он эмигрирует в Польшу устраивается работать инженером на сахарный завод. Затем следует работа во время немецкой оккупации в антикварной лавочке, работал инженером конструкторского бюро в послевоенные годы. В 1956 году по приглашению Главсевморпути СССР он посетил Москву, был гостем Дома авиации, встречался с ветеранами русской авиации. Ян Нагурский дожил до 88 лет.

Иллюстрации: 1. Поручик Я.И.Нагурский у своего "Фармана" в Архангельской губе на Новой Земле в экспедиции по поискам Г.Я. Седова. Август 1914 г. (из фондов Музея Арктики и Антарктики, СПб.).
2. С. Г. Писахов "Самолёт Я.И.Нагурского на Новой Земле" (из фондов Музея Арктики и Антарктики, СПб.).

#севмормузей
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ