войти через Google+ войти через VK

Обводный канал | Архангельск

Обводный канал — проспект в центральной части Архангельска. Расположен параллельно изгибу реки Северной Двины (шестой проспект по счёту от берега реки), тянется от улицы Смольный Буян до проспекта Дзержинского. Назван по находившемуся на его месте осушительному каналу. Будучи двусторонним на всём протяжении, является оживлённой транспортной магистралью. В противоположную сторону от начала проспекта берёт начало Московский проспект.

Архангельск расположен на болоте, это факт. Четыреста лет городские власти воюют с лужами и паводками, но вода все равно чаще побеждает.

В 1787 году было начато строительство осушительной канавы, позволяющей выносить в Северную Двину воды, стекающие из Мхов. Строительство поначалу шло медленно, но после опустошительного пожара в 1793 году канал, включённый в проектный городской план Архангельска от 1794 года, получил официальное утверждение со стороны императрицы Екатерины II и его сооружение ускорилось. На одном из этапов строительства канала, после 1812 года, над его сооружением работали пленные французы

В 1860 году канал был вырыт до размеров проектируемого профиля общей длиной более пяти вёрст и получил название Обводный канал. В соответствии с проектом, он был вырыт с самой возвышенной, раздельной точки (Гагарье озерко) с уклоном в противоположные стороны и имел выход к Северной Двине на Смольном Буяне, южнее городской черты, а с северной стороны возле речки Курьи, впадающей в Кузнечевский рукав Северной Двины. Обводный канал фактически стал восточной границей города, за которой шли болотистые пустыри и покосы, сдаваемые в аренду горожанам. Такой канал вполне мог решить санитарные проблемы города, снизив уровень грунтовых вод, от которых страдали городские кварталы, однако состояние Обводного канала с течением времени стремительно ухудшалось, порой делая невозможным его полноценное функционирование. Мягкий береговой грунт, быстро оплывая, преграждал русло, вода застаивалась, окружавшая канал местность превращалась в топкое болото, заражающее воздух зловонными испарениями.

Вопрос о ремонте канала неоднократно поднимался, даже во времена интервентов в Гражданскую. Военные предлагали расширить функции канала и из осушительного превратить его в корабельный для зимней стоянки судов. И проекты создавались, но деньги всегда выделялись мизерные, поэтому добротного канала горожане так и не увидели.

Меры по осушке болот хоть и не были успешными на все сто, но все же имели какой-то положительный результат. Например, в 1901 году правление местного Вольного пожарного общества попросило Думу дать ему в бессрочное пользование участок бывших болот между Поморской и Воскресенской улицами за Обводным каналом. План этого участка напоминал по форме вытянутое футбольное поле. Его центральное место отводилось «для игр и пожарных упражнений». Вокруг располагались две дорожки – одна для бега лошадей, длиной в версту, другая – для велосипедистов, а также «горки» и площадки для детей. Небольшое озерко близ Поморской приспосабливали зимою под каток. По кромке Обводного канала для зрителей устраивались трибуны, с которых они могли наблюдать за конскими бегами. В центре всего земельного участка стоял «небольшой павильон с каланчой».

Дума горячо поддержала затею Вольного пожарного общества, строительство проведено было очень быстро. По сути, ипподром стал первым стадионом в городе, очень популярным во всех слоях тогдашнего общества.

Городские власти не могли найти средств на укрепление берегов и дна канала. В 1914 году в одном из докладов санитарного совета Городской думы Архангельска, представленных на её рассмотрение Думе, было указано:

Существующий в настоящее время канал не оправдывает не только своего назначения, но даже названия, так как почти на всем своем протяжении от этого канала остались только одни воспоминания. Вопрос об очистке канала злободневный, и чем он скорее будет разрешен, тем лучше город сохранит жизнь и здоровье своих горожан. Разговоры на эту тему ведутся каждую весну, когда болотные окраины города и улицы покрыты мутными лужами и целыми озёрами. За отсутствием сточных канав и бассейнов вода эта стоит очень долго на улицах города, подвергается гниению, заражая испарениями воздух. Нередко эта вода заливает низкие жилые помещения и для откачивания воды вызывается пожарная команда.

— Доклад санитарного совета Городской думы Архангельска, 1914 год

Частичная очистка Обводного канала была произведена только после занятия Архангельска войсками Красной армии в 1920 году. Эта большая работа была осуществлена благодаря проведению массовых субботников. 1 мая 1920 года архангелогородцы трудились на благо города, работая на Обводном канале. Согласно отчётам тех дней, 12 тысяч участников субботника в общей сложности расчистили 400 саженей старого русла, прорыли 1200 саженей новых осушительных канав; тем не менее стало ясно, что даже массовыми акциями наподобие субботников невозможно было окончательно решить такую проблему, как осушение Мхов.

В 30-е годы хотели углубить, расширить и превратить в ещё одну водную артерию Архангельска, соединявшуюся с Северной Двиной. Вдоль протока Обводного канала, по которому осуществлялось бы движение маломерных судов, предлагалось устроить бульвар с аллеями. А в дальнейшем, с началом расширения Архангельска в сторону Мхов, через Обводный канал планировалось построить несколько красивых городских мостов, как в Санкт-Петербурге.

В начале 1940-х годов, когда стали применяться современные средства дренажных работ и площадь города значительно увеличилась, Обводный канал был постепенно засыпан и прекратил своё существование. После застройки новыми домами обоих берегов бывшего канала он окончательно превратился в одноимённый проспект, перестав быть каналом и границей города[

Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ