войти через Google+ войти через VK
Интересные факты: 26 мая 1826 года в Архангельске спущен на воду линейный корабль Азов

Интересные факты: 26 мая 1826 года в Архангельске спущен на воду линейный корабль Азов

Азов — 74-пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота, герой Наваринского сражения, первый русский корабль, удостоенный кормового Георгиевского флага. Азов относился к типу Иезекиль — последней крупной серии русских парусных кораблей. Этот 74-пушечный корабль был заложен в Архангельске 20 октября (1 ноября) 1825 года и спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года. Официальным строителем корабля считался знаменитый мастер А. М. Курочкин, который за 35 лет службы построил на архангельских верфях 87 судов

Азов, получивший своё имя в честь победы Петра I над турками в 1696 году[8], вошёл в состав Балтийского флота Российской империи и за пять лет своего существования стал одним из самых прославленных кораблей Русского флота. Славу и Георгиевский флаг ему и его экипажу принесло участие в Наваринском сражении 1827 года, в котором «Азов» одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями (в том числе с 80-пушечным флагманом «Мухарем-бей»).

В Российском флоте, начиная со времён Петра I, было десять кораблей под названием «Азов» или «Память Азова», самым известным и прославленным из которых стал линейный корабль «Азов» постройки 1826 года.

Официальным строителем корабля считался знаменитый мастер А. М. Курочкин, который за 35 лет службы построил на архангельских верфях 87 судов. Однако, ко времени постройки «Азова» Курочкин был уже пожилым человеком («Азов» стал его последним кораблём), и фактически работы возглавлял его помощник, впоследствии известный кораблестроитель В. А. Ершов.

Ещё во время строительства в феврале 1826 года командиром корабля «Азов» был назначен известный мореплаватель и первооткрыватель Антарктиды, капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев. Получив это назначение, Лазарев принял активное участие в постройке корабля. После осмотра строящегося «Азова», Лазарев предложил внести в его конструкцию ряд изменений; 22 пункта из перечня Лазарева были приняты, что позволило существенно улучшить корабль.

Конструкция корабля «Азов» была типична для линейных кораблей 1801—1847 годов: он имел три мачты с прямым парусным вооружением и двухсоставный бушприт с мартин-гиком. Всего имелось десять прямых парусов: фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте; крюйсель, крюйс-брамсель, крюйс-бом-брамсель и гафельная бизань на бизань-мачте. Косые паруса были представлены кливером и стакселями.

Экипаж
Одновременно с постройкой «Азова» М. П. Лазарев занимался подбором экипажа на корабль. В состав экипажа были зачислены прославленные в будущем флотоводцы, герои обороны Севастополя: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. Также на корабле служили: лейтенант И. П. Бутенев, мичман А. А. Домашенко, мичман Евфимий Васильевич Путятин — впоследствии адмирал и член государственного совета.

В августе-сентябре 1826 года «Азов» в составе экскадры под общим командованием М. П. Лазарева перешёл из Архангельска в Кронштадт. При начале перехода «Азов» попал в жестокий северо-западный шторм, во время которого нижние реи корабля были спущены. После этого при поднятых парусах в бом-брамсельный ветер был сломан грот-марса рей, но повреждения быстро удалось исправить. В проливе Скагеррак корабль был прихвачен крепким северо-западным ветром. В Копенгагене дул встречный ветер, из-за чего корабль простоял там три дня. 19 сентября «Азов» подошёл к русской эскадре, стоявшей на рейде у Кронштадта и 4 октября вместе с остальными кораблями вошёл в гавань.

Наваринское сражение 1827 года, бывшее, с одной стороны, частью греческого национально-освободительного движения, с другой — проявлением борьбы России и Турции за влияние на Балканах, стало одним из ярчайших морских сражений XIX века. Участниками сражения были соединённые эскадры России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетский флот — с другой.

В час дня соединённый флот приблизился ко входу Наваринской гавани двумя колоннами. Одна из них состояла из английских и французских кораблей, а другая — из российской эскадры. После того, как колонна союзников миновала крепостные батареи и встала на якорь, российская колонна с идущим впереди адмиралтейским кораблём «Азов» подошла ко входу гавани.



В это время на одном из турецких брандеров произошла сильная ружейная пальба, в которой был убит английский лейтенант Фиц-Рой, посланный в качестве парламентёра. В его задачи входило заставить командира брандера отойти дальше от союзных кораблей. Через некоторое время с одного из египетских корветов раздался первый выстрел в сторону французского фрегата.

После приближения «Азова» ко входу в гавань он оказался между батареями Наваринской крепости и батареями острова Сфактерии, с которых сразу же был направлен перекрёстный огонь против корабля, а потом и против других по мере их приближения. Не обращая внимание на выстрелы пушек, «Азов» продолжил своё движение, не стреляя в ответ, и стал на якорь в запланированном месте. Корабли «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и четыре шедших за ними фрегата заняли назначенные им места.

Заняв своё место, «Азов» вступил в бой против пяти неприятельских кораблей, находившихся на расстоянии полутора-двух кабельтовых. На русский линейный корабль обрушились 60- и 36-фунтовые ядра. Одним из выстрелов «Азова» была перебита грот-мачта крупного турецкого корабля, который сильно накренился, и его ядра перестали попадать в «Азов». Вскоре турецкому кораблю пришлось отойти на вторую линию. Почти одновременно снаряд с «Азова» попал в крюйт-камеру другого турецкого корабля, и тот взлетел на воздух. Сам «Азов» также получил сильные повреждения: фок-мачта была выбита из степса, две пушки соскочили с брюков, от зажжённого фитиля стал взрываться порох, начался пожар. Однако, проявив исключительное самообладание, моряки быстро справились с пламенем.



В ходе сражения «Азов» оказывал помощь соседям: рядом с ним вёл артиллерийскую дуэль с 84-пушечным линейным кораблём турецко-египетской эскадры английский флагман «Азия». В один из моментов боя неприятельский корабль развернулся кормой к «Азову». Командир корабля Михаил Петрович Лазарев немедленно воспользовался этим и приказал ударить по нему из 14 пушек левого борта. В результате кормовая оконечность турецкого корабля была полностью разрушена, там начался сильный пожар, а поскольку «Азов» картечным огнём помешал туркам ликвидировать огонь, очень скоро корабль неприятеля, охваченный пламенем, взорвался.

В итоге русский флагман потопил три фрегата, один корвет, вынудил выброситься на мель и сжёг 80-пушечный турецкий флагман «Мухарем-бей».

В бою «Азов» получил 153 пробоины (из которых семь — ниже ватерлинии), были перебиты все мачты, стеньги и реи, прострелены паруса, перебит такелаж. Среди экипажа потери составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Сражение продолжалось около четырёх часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота. Русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена разгромила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар превосходящего числом и орудиями противника и уничтожила бо́льшую часть его кораблей. Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и более четырёх тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля, а потери убитыми и ранеными составили 181 и 480 человек соответственно.
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ