войти через Google+ войти через VK
Соломбальская судостроительная верфь. Архангельск

Соломбальская судостроительная верфь. Архангельск

Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Кузнечихой. Его протяженность 8 с половиной верст. До начала строительства судостроительной верфи на острове находилась деревня Соломбала. Местные крестьяне занимались заготовкой сена и рыбными промыслами.

Первая попытка судостроения на Соломбальском острове была предпринята еще в 1581 году, когда голландские купцы, построили на одной из крестьянских верфей морской галиот. Но три года спустя судно разбилось, и дело встало на целых сто лет, до царствования Петра I.

Соломбальская верфь, заложенная Петром в 1693 году, стала крупнейшей мануфактурой русского Севера и центром морского кораблестроения. В 1713 году на верфи постоянно работало 600 человек из посадских и крестьян, а временами число рабочих увеличивалось до 5-6 тысяч человек. Построенные ими суда поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Проводка кораблей из Архангельска в Балтийское море совершалась вокруг Скандинавии. Например, с 1801 по 1842 год на Балтику таким образом было проведено 85 судов.

Начало XIX века было отмечено бурным развитием купеческого парусного кораблестроения. В 1810 году архангелогородские купцы Попов и Куницын построили по 5 судов, Фонбрин — 4, Дублёный — 2, холмогорцы Кочнев, Ермолин и Кулаков — по одному судну, а всего за этот год был построен 21 парусник.

Продукция Соломбальской верфи пользовалась большим спросом за рубежом. Только с 1777 по 1787 годы иностранцы купили 70 кораблей соломбальской постройки.

За время своего существования Соломбальская верфь спустила на воду 500 судов различного типа: яхты, шнявы, брандеры, фрегаты, боты, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры.

Некоторые из этих судов носили названия первых русских кораблей — «Святой Павел» и «Святой Петр», на которых ходил в море сам Петр I. Два или три корабля были в разные годы названы именем «Соломбала». Судам давались также имена городов: Полтава, Вологда, Устюг, Архангельск, Кронштадт, Каргополь, Холмогоры, Москва, Астрахань, Ревель, Саратов, Тверь, Берлин, Гамбург, Дрезден, Азов; частей света — Азия, Европа, Африка, Америка. Одно из судов было названо именем «Ломоносов».

В 1887 году в Архангельске закончились работы по возведению и оснащению государственного судоремонтного завода (Ныне Судоремонтный завод "Красная кузница"). Этот завод возник на месте Соломбальской судоверфи, внесшей огромный вклад в дело отечественного кораблестроения.
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ