войти через Google+ войти через VK

«Золотой» чемодан, спецгруз №15

  Тайна исчезнувших во время Великой Отечественной войны сокровищ Керченского историко-археологического музея много лет притягивает к себе внимание и работников музеев, и журналистов, и следопытов, и «джентльменов удачи», и даже экстрасенсов. Представляем последнюю версию пропажи «золотого чемодана».

   Чемодан, который кладоискатели часто называют золотым, был черным, а по документам проходил как «спецгруз № 15». Но за счет содержимого чемодан более чем оправдывает свое название. Из официальной описи предметов, находящихся в кожаном чемодане (ящик № 15):

«…все ценности внутри аккуратно рассортированы по 15 коробкам. Семьдесят серебряных понтийских и боспорских монет митридатовского времени, пантикапейские монеты червонного золота, Византийские монеты червонного золота; золотые боспорские монеты греческого и римского времени; генуэзские, византийские, турецкие монеты, медали, золотые бляшки, золотые подвески — в виде грифона с изображением конного и пешего воинов, изображением сфинкса, головок быков, львенка…».

   Всего в «золотом чемодане» было около 800 предметов, мировую и художественную ценность которых деньгами просто не измерить. Эти и многие другие сокровища III-V веков н. э. были найдены в готском захоронении и переданы Керченскому историко-археологическому музею в 1926 году. Потеряны они были всего 15 лет спустя. В сентябре 1941 года, когда немецкие части прорывались в Крым, директор музея Юрий Марти вместе с секретарем местного горкома Иваненко сложили готскую коллекцию в фанерный чемодан, обитый дерматином. С чемоданом они сначала отправились через Керченский пролив на пароме, а потом на грузовике через Краснодар в Армавир, где и сдали его вместе с остальными эвакуированными экспонатами. Однако здание, где хранились ценности, было полностью разбомблено при авианалете и сгорело.

   Ходили слухи, что «золотой чемодан», как представляющий особую ценность, хранился отдельно, в горисполкоме, и поэтому уцелел. Лишь в 1982 году историки и исследователи выяснили, что впоследствии чемодан все же был вывезен в станицу Спокойную и попал к партизанам. Все это происходило уже в тот момент, когда район был полностью окружен гитлеровцами. Считается, что они знали о ценном грузе, однако так и не смогли его найти. Теперь это время от времени пытаются сделать заезжие кладоискатели. Ищут, помимо прочего, в горах и около станицы, где когда-то и располагался партизанский отряд, — пока без результата

Фальшивый акт

   19 ящиков и чемодан со всем золотым запасом в сентябре 1941 года были переправлены в Армавир. Летом 1942 года, когда война «докатилась» до Кубани, управляющий Спокойненским отделением Госбанка Лобода сдал «золотой чемодан» на хранение в штаб партизанского отряда. В марте 1943 года, когда немцы уже были изгнаны, бывший комиссар партизанского отряда и бывший заместитель начальника снабжения отряда составили уникальный акт, в котором свидетельствовали, что все ценности и документы отделения Госбанка, в том числе и «золотой чемодан», были сожжены в лесу «вследствие невозможности эвакуировать».

   Расследование пропажи ценностей началось лишь в сентябре 1943 года. Тогда и выяснилась фиктивность составленного «очевидцами» акта. Органы безопасности Кубани разослали по ряду регионов ориентировки. Но ни в те времена, ни в последующие годы ни одна вещь из «золотого чемодана» так и не «засветилась» в официальных источниках…

   Несколько лет назад в одной из центральных газет появилась статья о том, что золотой чемодан разграбили партизаны. И, мол, надежда его найти, теперь потеряна.

   Однако позже всплыла новая версия исчезновения раритетов, представляющих большую историческую и художественную ценность. О ней рассказал бывший контрразведчик, пояснив, что гриф «секретно» с этого дела снят по Указу Президента России.

«Разработка» семьи

— Дело о «золотом чемодане» всплыло в те годы, когда у руля страны стоял Юрий Андропов. В посольство СССР с просьбой дать гражданство обратилась 15-летняя американка, дочь русских эмигрантов. Получив его, она приезжает жить к бабушке в Армавир.

   Девушка учится в армавирской школе, успешно ее оканчивает и поступает в пятигорский институт иностранных языков. Казалось бы, новая жизнь в новой стране складывается как нельзя лучше. Но вдруг приходит вызов в США — ее приглашают погостить родители… Новоиспеченная гражданка СССР все бросает и, спешно оформив документы, уезжает в США  навсегда.

  Нелогичность этой эпопеи вызвала серьезные подозрения. И наша служба занялась «разработкой» семьи. Начали с бабушки, у которой жила новоявленная гражданка Советского союза.

   Оказалось, оба сына бабушки имели «темное» прошлое. Первые годы войны застигли их в Армавире. Но в отличие от истинных патриотов города, они стали на путь пособничества фашистам. А в 1943 году вместе с семьями и домашним скарбом бежали в Германию.

   После войны семьи братьев оказываются в «американской» зоне оккупации Берлина. А затем они «всплывают» уже в Америке. Почему за все годы, когда гибли миллионы людей, эти семьи, скрываясь от возмездия, не попали под жернова войны? Почему они так легко оказались в США, куда другим выходцам из СССР дорога была заказана? А может, кто-то из них располагал очень важной и нужной даже для Америки информацией? Или средствами?

   Дальнейшая «разработка» показала: один сын владеет в США кондитерской фабрикой, другой — сетью магазинов, к тому же занимается еще и ювелирным бизнесом. А откуда начальный капитал? Да и ювелирный бизнес всегда предполагает заинтересованность лиц, им занимающихся, в редчайших экспонатах, шедеврах ювелирного искусства. Это стало зацепкой…

  Сокровища находятся на Кубани?

   Было установлено, что бабушка с внучкой несколько раз выезжали из Армавира в одном и том же направлении: Отрадная—Мостовская. В разговорах с водителями автобусов, ходивших по этому маршруту, выяснилось, что обе пассажирки высаживались всегда в одном и том же месте — недалеко от лесопосадок. Когда мы наложили на карту местности маршруты поездок бабушки и внучки, они совпали с ориентировками, которые органы безопасности Кубани еще в 1943 году разослали по ряду регионов с копиями описи содержимого «золотого чемодана».

   Попутно всплыли и другие «убойные» факты, подтверждающие заинтересованность этой «сладкой парочки» местами, где находился партизанский отряд. Это и дало основание полагать, что «засланная» школьница — вероятнее всего курьер, точно знающий ориентиры места захоронения «золотого чемодана» и приехавший убедиться в его целости и сохранности. А вся «легенда» с российским гражданством нужна была для того, чтобы не вызвать подозрений у органов безопасности. Это была одна из главных версий.

   Оставалось вычислить, как братья могли быть в «теме» «золотого чемодана» и ждать уже группу, которая прибудет забирать сокровища или их оставшуюся часть. Курьер наверняка убедился в их сохранности (такова была основная версия). Миссия выполнена — можно возвращаться в США, что и было незамедлительно сделано.

Цыганский барон был в доле?

    Установили наблюдение. Но позже, когда за чемоданом никто не явился, допустили, что место захоронения так и не было найдено или «схрон» уже был разграблен, а золотые раритеты переплавлены в слитки желтого металла.

— Эту девушку мы еще «вели» некоторое время. Знание русского языка и местных наречий открыло ей двери одного из учебных центров на Западе. — Кстати, — вспомнил рассказчик, — позже по «узким каналам» прошла информация, что в Мостовском районе стоял цыганский табор. Был задержан цыганский барон. При обыске у него нашли две иконы Андрея Рублева, золотые подвески, браслет, золотой крест русского священника, казненного еще татаро-монголами. Все это вроде бы входило в сокровищницу Керченского музея. Но официальных сообщений по этому поводу не было и подтверждений специалистов тоже. Много было споров, версий, но до сегодняшнего дня все реликвии музея так и не найдены.

Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ