Михаило-Архангельский монастырь — православный монастырь, основанный в XII веке новгородским архиепископом Иоанном в устье Северной Двины и давший имя Архангельску. В начале 1930-х годов монастырь был разрушен.
Михаило-Архангельский мужской монастырь, Архангельская епархия, в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиепископу Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведского набега. В 1584 г. по указу царя Ивана Грозного воеводы Нащокин и Залешанин в течение года построили вокруг монастыря деревянную крепость, названную Новые Холмогоры, которая и дала начало Архангельску.В 1636 монстырь сгорел и перенесли на новое.
В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.
Летопись Михаило-Архангельского монастыря
Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в городе Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Поморской земли. Источником сведений об основании Михаило-Архангельского монастыря является не датированная благословенная грамота Новгородского архиепископа Иоанна: "Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново"
На основании грамоты архиеп. Иоанна возникло два предположения о дате основания монастыря: XII век, либо 2-я половина XIV века.
Самое раннее достоверное историческое свидетельство о Михаило-Архангельском монастыре содержится в "Двинской летописи" и относится к 1419 году: "Пришедше мурманы (т. е. норвежцы) войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Карельский, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Карельский монастырь святого Николая, и Онежский погост, Яковлю Курью, Андреяновский берег, Кечь остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цигломено, Хичемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов всех посекли" . Вскоре после разорения монастырь был восстановлен на прежнем месте, но когда и как проходило восстановление летопись не говорит. Не сохранилось и никаких монастырских документов того времени.
Первые точные указания о численности монастырской братии находятся в грамоте царя Иоанна IV Грозного от 1543 года на имя игум. Феодосия (1534-1547) и связаны с постигшим Михаило-Архангельский монастырь голодным временем. Согласно грамоте, двинским властям предписывалось содержать игумена и 35 старцев Михаило-Архангельского монастыря, испытывавших голод от частых неурожаев передавая в монастырь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц. Грамотой Иоанна IV Грозного от 1544 года Михаило-Архангельский монастырь освобождался от постойной повинности. Однако эти меры были малоощутимы. Двинские власти не могли выдавать монастырю хлеба, положенного царским указом. По свидетельству "Двинской летописи", в конце 40-х годов. XVI века в результате неурожая "хлеб был дорог на Двине: четверть купили на Холмогорах по осьми гривен, и людей с голоду мерло много", в одну могилу зарывали по 200-300 тел умерших. К 1551 году число братии сократилось до 12 человек, к 1587 году, после окончания голодного времени - вновь увеличилось до 42 человек.
Согласно писцовым книгам И. П. Заболоцкого и Д. И. Темирова, к 1550 году в Михаило-Архангельском монастыре "Двинского уезда нижней половины" были построены шатровый холодный храм во имя архангела Михаила и теплая церковь во имя пророка Илии. По сведениям писцовых книг В.А. Звенигородского к 1587 году существовал "в двинском уезде, в нижней половине, в новом Холмогорском городе, монастырь архангельской, а на монастыре церковь Архистратига Михаила деревяна вверх, да на полатех предел мученика Христова Мины, да церковь теплая покров преистыя Богородицы, а в церквах образцы и свечи и книги и колокола на колокольницах и все церковное строение монастырское; на монастыре в кельи игумен Евфимий, да тринадцать келей, а в них братии сорок два старца". Таким образом, в Михаило-Архангельском монастыре во второй половине XVI века существовало 2 церкви - в честь Архистратига Михаила деревянная шатровая, видимо холодная, другая теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по писцовым книгам Заболоцкого - в честь пророка Илии).
Место основания Михаило-Архангельского монастыря - мыс Пур-Наволок в 30 верстах от впадения Северной Двины в Белое море, где имелась удобная гавань для морских судов, - отвечало градостроительным требованиям XVI в. В 1584 году по указу царя Иоанна Грозного в обитель прибыли воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и "Залешанин Никифор сын Волохов" с ратными людьми и "круг Архангельского монастыря... город древянный одним годом поставили". Новый город, названный Новохолмогоры, в 1613 г. получил название Архангельского города. Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февраля 1587 года при Новохолмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у Корельского свтятого Николая Чудотворца монастыря, в городе началась оживленная торговая деятельность.
Находившийся в центре строившегося города Михаило-Архангельский монастырь терпел большие неудобства. Настоятели монастыря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре устраивались питейные заведения. Ходатайство игумена Ефимия (1585-1589) о перенесении монастыря за городскую черту осталось безответным.
Скудные сведения о жизни Михаило-Архангельского монастыря не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игумене Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии монастыря игумен Лаврентий (1589-1596). Среди игуменов особое место должно отвести Евфимию (1585-1589), в управление которого около Михаило-Архангельского монастыря возник город Архангельск.
Имя этого игумена стоит в ряду преподобных отцев в земле Архангельской просиявших - св. Евфимия наряду с Архистратигом Михаилом считают небесным покровителем города Архангельска. В каноне святому говорится: "Жизнь свою сотворил еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие облечеся, плоти мудрование смирив крепостию Божественного Духа".
Известно, что он родился в селе Вознесенье, а в 1585-1589 годах был игуменом Михаило-Архангельского монастыря Обретение мощей преподобного Евфимия произошло 7 июля 1647 года Холмогорский кузнец Евстафий Трофимов при земельных работах во дворе архангельского воеводы Ю.П. Буйносова-Ростовского обнаружил гроб неизвестного человека. Усмешка над обретенными останками стоила кузнецу вразумления: в один миг он "ослабел весь, стало его трясти, руки отнялись". Только после того как над обретенными мощами совершилась панихида, Евстафий исцелился. В рукописном "Сказании о явлении мощей преподобного Евфимия" описано 25 чудес, совершенных по молитвам к новоявленному святому. Но имя угодника Божия оставалось неизвестным около двух лет, пока преподобный не открыл себя послушнику А. м. Косьме Игнатову. В видении он велел болящему Косьме с молитвой обратиться за помощью у лежащему во гробе и назвал себя Евфимием из Вознесенья. Исцелившись, послушник Косьма сообщил о чуде игумену Михаило-Архангельскиого монастыря Антонию (1649-1653) и точно назвал имя явившегося преподобного, что ранее никто сделать не мог.
О том как выглядел преподобный Евфимий также известно из рассказов исцеленных им людей, по этим описаниям работали иконописцы.
В 1650 году по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Михаило-Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация преподобного Евфимия как местночтимого святого была осуществима митрополитом Никоном. Однако, в 1683 году архиепископ Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание преподобного Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи святого Евфимия были погребены. В 1684 году в Холмогорском Архиерейском доме находилась "решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева". На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в "Архангельском Патерике" архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил преподобного Евфимия Архангелогородского с преподобным. Евфимием Карельским.
15 июля 1636 года, по сообщению Двинской летописи, "был у Архангельскаго города пожар: сгорел Архангельский монастырь, церковь и кельи и воеводский двор и полгорода от Двины реки". В челобитной черного попа Матфея царю Михаилу Федоровичу описана тяжесть события и отмечается, что "братья (49 человек) скитаются от хлебной скудости по миру". Царской грамотой от 6 февраля 1637 года повелевалось отстроить монастырь на новом месте (на горе Кузнечихе). Челобитной от 15 марта 1637 года у митрополита Аффония Новгородского (1635-1649) монастырем было испрошено благословение на строительство в отведенном месте церкви Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой и второй - Собора Архангела Михаила с приделом святого мученика Мины. Но Михаило-Архангельский монастырь не был построен на Кузнечихе. Хотя игумен с братиею на отведенном месте "трижды молебны пели и жребей метали,..и лес расчищали", стройка не началась из-за оказанного противодействия волостных крестьян, "которые искони вечно на тех местах дрова на продажу немецким и всяким людем ставили…" Поэтому место строительства монастыря было перенесено на окраину города по берегу Северной Двины - в Нячеры (район бывшей ул. Архиерейской, ныне ул. Урицкого). В 1641 г. при игум. Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка Михаило-Архангельского монастыря началась. К 1642 году закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными. Михаило-Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича "ради монастырского строения" Михаило-Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 году был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным Михаило-Архангельский монастырь был восстановлен уже в 1638 году в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со святыми воротами. Версия строительства 1642 года более убедительна, поскольку в 1642 году в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 году монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега.
На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом архангела Михаила.
К 1683 году братия Михаило-Архангельского монастыря составляла 83 человека. Территория монастыря была "в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место". К кон. XVII в. Михаило-Архангельский монастырь стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы "для скотины и пашни" в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для мон-ря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Мон-рь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве.
В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии Михаило-Архангельского монастыря насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Михаило-Архангельском монастыре был местом несения епитимий для духовенства епархии.
Ансамбль Михаило-Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монастырь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 года (там же) Соборная Михаило-Архангельская церковь имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 года была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для "палтуса, трески", погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 годы на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел Михаило-Архангельского монастыры Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сентября 1699 года Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которыерые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусской и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание монастыря 1711 года отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. "На оградной стене на вратах" была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели "окончины слюдяные под железом".
В 1712 году по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская церковь с приделом мч. Мины. В 1744 году над заподным нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 году с южной стороны собора был устроен придел во имя архангела Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 года В 1777 году в главном алтаре собора Архистратига Михаила над святым престолом построена четырехстолпная резная сень.
К началу XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 годах под руководством губернского архитектора Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 году в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе конца XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 году для Атласа Архангельской губернии.
Административное положение Михаило-Архангельского монастыры неоднократно менялось. Со времени своего основания до учреждения в 1682 году Холмогорской и Важской епархии монастырь был подчинен Новгородскому архиепископу. В 1571 году, во время опалы Иоанна IV Грозного на Новгород и новгородского архиепископа Леонида (1571-1575), Михаило-Архангельский монастырь вместе с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем входил в состав Пермской и Вологодской епархии. По смерти Иоанна IV монастырь возвращен в Новгородскую епархию. Права Новгородского архиепископа над монастырем изложены в жалованной грамоте Иоанна Грознаго от февраля 1542 года. В ней говорится: "и митрополита новгородскаго десятильники и подъещики, оприч духовных дел, к ним в монастырь не въезжают и пошлин на них митрополиту и воеводе и десятин и иных некоторых пошлин у них не емлют и не судят их не в чем, а в духовном деле игумена судит митрополит новгородский, а что с них имеется взяти пошлин митрополиту и его десятильником и всем пошлинником, и те пошлины все емлют с них на двине поповский староста, да те пошлины все отдает митрополита новгородскаго десятильником".
До первой четверти XVI в. Михаило-Архангельский монастырь не имел общежительного устава и этим отличался от других северных обителей. Собор Михаила архангела был приходским храмом. В 1528 году архиепископом Макарием I (1526-1542) была проведена реформа монастырского устройства в новгородской епархии - все обители включая Михаило-Архангельский монастырь становились общежительными. С 1764 года Михаило-Архангельский монастырь зачислен в 3-й класс штатных монастырей. Лишившись прежних средств содержания, он постепенно приходил в запустение.
Дважды в монастыре учреждалась архимандрия: в 1707-1764 годах, и с 1797 года (по именному указу Павла I). С конца XVIII в. по 1869 год Михаило-Архангельский монастырь управляли ректоры Архангельской духовной семинарии. В 1817 году Преосвященным Парфением II (на каф. 1809-1819) настоятель Николаевского Корельского монастыря игумен Вениамин назначен архимандритом Михаило-Архангельского монастыре с правом ношения при богослужении камлотовой мантии с зелеными бархатными скрижалями. Архимандрит Вениамин (Смирнов) известен как миссионер, проповедник евангельской истины среди мезенских самоедов. С 1805 года преподавал в Архангельской семинарии, в 1813 году назначен игуменом Николаевского Корельского монастыря, в 1820 году - архимандритом Антониева Сийского мононастыря. В 1825 году под руководством архимандрита Вениамина в Мезени открыта духовная миссия для христианского просвещения язычников-самоедов. В Мезени архимандрид Вениамин составил грамматику и словарь самоедского языка, выполнил перевод книг Нового Завета, катехизиса и различных молитв, подготовил исследование "Самоеды мезенские". За пять лет миссии крещено более 3 000 местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архимандрита Вениамина в Мезени завершились в 1830 году, его приемником стал настоятель Михаило-Архангельского монастыря архимандрит Платон (1829-1839).
В 1869-1893 годах Михаило-Архангельским монастырем вновь управляли архимандриты.
С 23 августа 1893 года Михаило-Архангельский монастырь подчинялся Архангельскому епархиальному архиерею - Преосвященному Никанору (Каменскому, на кафедре 1893-1896 г.г.). При нем началось возрождение Михаило-Архангельского монастыря: были собраны значительные средства для реставрации соборного храма Архангела Михаила, а в 1894 г. выполнено золочение главного купола и крестов. Поднятие поновленного креста на центральный купол проходило в присутствии св. прав. Иоанна Кронштадтского, находившегося в это время в Архангельске. Вечером 23 июля 1894 года в куполе собора вспыхнул пожар, погубивший всю проведенную реставрационную работу. Преосвященный Никанор много скорбел о случившемся, но не впал в уныние - сбор средств на реставрацию соборного храма Михаило-Архангельского монастыря проходил еще активнее, чем год назад. Вскоре собор был восстановлен, а главный купол позолочен, угловые купола выкрашены в синий цвет с наложением золоченых звезд, крыша выкрашена медянкой. С 1897 года по ходатайству Преосвященного Иоанникия I (на каф. 1896-1901) Михаило-Архангельским монастырем вновь управляли архимандриты.
С 1771 по 1812 г. в Михаило-Архангельском монастыре располагалась Архангельская Духовная семинария. Пять ее деревянных одноэтажных корпусов находились в северо-восточном углу монастырской ограды. Учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов, в которых одновременно проживали до 30 человек. Учебный процесс Семинарии в 1785 г. включал преподавание поэзии, риторики, философии, богословия, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, с 1802 г. - еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты. В 1811 году семинария имела 7 учебных аудиторий, в которых обучалось около 200 человек. 26 сентября 1812 года Семинария переезжает из Михаило-Архангельского монастыря в новое каменное здание (ныне здание Северного арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова).
В 1893 году на верхнем этаже братского корпуса Михаило-Архангельского монастыря открыта псаломническо-учительская школа.
С 1891 года по 1923 год в Михаило-Архангельском монастыре размещались фонды знаменитого древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности. Оно создавалось по благословению еп. Нафанаила II (Соборова), трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии (с 1890 года - Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет). Много усилий для его организации приложил И.М. Сибирцев - преподаватель Архангельской духовной семинарии (член.-кор. Академии наук с 1928 года). Собрание древлехранилища осуществлялось в течение 1887-1917 годов, к 1912 году в нем насчитывалось более 500 рукописей XV-XVIII в.в., более 25 000 документов, огромная коллекция предметов церковного быта, утвари, икон и др. Экспозиция размещалась в нескольких залах специального здания, отстроенного при еп. Иоанникии I (1896-1901). В 1922 году из Михаило-Архангельского монастыря собрание рукописей древлехранилища перевезено в Краевую научную библиотеку, в 1927 г. - в Археографическую комиссию города Ленинграда, в 1931-1932 годах - в Рукописный отдел БАН СССР. Другие вещи древлехранилища были свалены в пакгаузах Архангельской таможни, остаток коллекции перевезен в Краеведческий музей Архангельска.
Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 года Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме Михаило-Архангельского монастыры, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен Михаило-Архангельскому монастырю Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням Михаило-Архангельского монастыря следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу села Покшеньги Пинежского уезда Архангельской губернии архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 году, когда будущий архипастырь жил в Михаило-Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: "А ты что не молишься, когда все молятся?" Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 году по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Михаило-Архангельский монастырь.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери "Скоропослушница", которая в описи имущества монастыря 1924 года значилась как чудотворная.
На территории Михаило-Архангельского монастыря располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода князь Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые знатные купцы.
История Михаило-Архангельского монастыры в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения.
После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в Михаило-Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 году в монастыре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Одним из последних настоятелей был сщмч. архимандрит Павел (Павловский). 19 марта 1917 года он хиротонисан во еп. Пинежского, викария Архангельской епархии, в 1919-1920 гг. временно управлял епархией. В 1920 году Владыка арестован и приговорен к расстрелу (приговор заменен пятилетним заключением). Последним настоятелем Михаило-Архангельского монастыря очевидно был игумен Десидерий. Судьба последних монахов даподлинно неизвестна.
20 июня 1920 года собор бывшего Михаило-Архангельского монастыры Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Настоятелем стал прот. Василий Аристов. Исполнилось давнее желание прихожан - в храме Архистратига Михаила возобновились богослужения. В 1922 г. настоятелем прихода стал священник Димитрий Федосихин, духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского, служивший с 1904 по 1921 г. при храме подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря.
Кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и приход бывшего Михаило-Архангельского монастыры согласно описи, было изъято более 2 пудов серебра и других ценностей.
Губернские органы советской власти не могли смириться с тем, что в бывшем Михайло-Архангельском монастыре, памятнике московской архитектуры XVII в., действует религиозная община. Нужно было непременно найти повод для закрытия прихода. И повод был найден. В рапорте комиссии, созданной Архангельским Губисполкомом, от 23 апреля 1924 года указывалось на факты нарушения условий договора с общиной верующих: хаотичность хранения предметов истории монастыря, неучтенные описью предметы церковного быта, а также указано на возможные факты расхищения имущества прихожанами. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию предлагалось расторгнуть договор с коллективом верующих, привлечь их к уголовной ответственности, а здание Михаило-Архангельской церкви "передать другому коллективу". Договор был расторгнут 20 июля 1920 года, - община признана ликвидированной.
В 1924-1925 годах храм Михаило-Архангельского монастыря принадлежал обновленцам, а затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей, обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола.
В феврале 1930 г. заведующий Главнаукой северного КрайОНО гражданин Вольтер указывал на то, что "здание собора бывшего Михаило-Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей. Указанием от 7 марта 1930 г. гражданинн Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 году монастырь был снесен: Собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе.
Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михаило-Архангельского монастыря.
Адрес: Россия, Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 86,
Координаты: 64.538764, 40.508604