войти через Google+ войти через VK
Шхуна Запад | Архангельск
24.09.2014 964
изображение: infagrad.ru

Шхуна Запад | Архангельск

Шхуна Запад в Архангельске - трехмачтовая парусно-моторная шхуна, памятник северным деревянным парусным судам, ранее располагалась на Красной пристани при Государственном Северном морском музее в Архангельске

После войны в 1949 году для министерств морского флота и рыбного хозяйства, в Финляндии, на верфи Laivateollisuus Ab (город Турку), была заказана серия деревянных парусных судов. Сардина - так изначально планировалось называть трехмачтовую парусно-моторную шхуну. Но ещё во время постройки название заменили на Запад. Построили её 26 ноября 1949 года, Строительный номер: 17.

Шхуна предназначалась для перевозки небольших партий грузов по портопунктам внутренних морей, имела два грузовых трюма. Всего серия состояла из 18 судов.
Первым владельцем шхуны «Запад» стало Эстонское морское пароходство. Передано было судно приказом Министерства морского флота за № 556 от 25 октября 1949 года. Судно использовалась для перевозки грузов по Балтийскому морю, и как учебное судно Таллиннского мореходного училища. В 1951 году в связи с нехваткой тоннажа на Белом море судно было передано Северному морскому пароходству.

Перегонял шхуну с Балтики в Архангельск легендарный капитан С.А. Ястребцев — один из лучших капитанов пароходства, в общей сложности, проработавший во флоте 47 лет, 30 из которых он был на капитанском мостике.

Шхуна использовалось для перевозки грузов и пассажиров по линии Умба — Кандалакша, доставляли грузы в Нарьян-Мар, при длительности рейса не более шести часов в светлое время суток, с числом пассажирских мест: 4 каютных, 34 общих спальных, 9 сидячих, и 150 тонн груза в носовом трюме. Для размещения пассажиров использовался грузовой трюм № 2 на 30-46 шпангоутах.

В 1953 году было передано Архангельскому мореходному училищу имени капитана В.И. Воронина. На нем проходили практику курсанты мореходных училищ всего СССР, выходя на нём Белое и Баренцево море.

Позднее судно было передано Северному морскому пароходству, где использовалось для перевозки грузов и пассажиров по линии Умба — Кандалакша, затем передано в Нарьян-Марский морской порт.


Алла Семакова «Шхуна “Запад”» (1971 г.).

В 1953 году судно передано Архангельскому мореходному училищу, где на нем проходили практику в Белом и Баренцевом морях курсанты мореходных училищ Советского союза.


Шхуна запад. Середина 70х годов.

В 1974 году шхуна участвовала в съемках художественного фильма «Георгий Седов» в роли "Святого Фоки".


Шхуна "Запад". В фильме "Георгий Седов". 


Сестра шхуны "Запад" - шхуна "Кодор" в роли "Дункана" из фильма "Дети капитана Гранта".

В 1980 году шхуну передали на баланс Северного морского музея и начали работы для превращения её в музейный экспонат. В связи с большим возрастом и износом было решено установить шхуну на одном из причалов Красной пристани, недалеко от самого музея. Для этого был отремонтирован причал №107, под место будущей установки шхуны было забито свайное основание. В это же время на заводе Красная Кузница велись работы по ремонту корпуса и консервации оборудования. В 1983 году шхуну доставили в доке и установили на Красной пристани как памятник романтической эпохе парусного флота и символ первого порта России — Архангельска. 

В 1993 году шхуна получила сертификат памятника науки и техники Ассоциации научно-технических музеев Российского национального комитета Международного совета музеев.

Однако в июле 1998 года в результате сильного ветра все три мачты шхуны были сломаны. В 2005 году приказом Михаила Швыдкого, тогдашнего руководителя федерального агентства по культуре и кинематографии, из учетной документации ГУК «Северный морской музей» шхуна была исключена «как ошибочно включенная в состав основного фонда музея» (№ 182 от 14.04.2005).Шхуна «Запад» стала объектом недвижимости на балансе музея.

Шхуна "Запад", простоявшая на Красной пристани Архангельска не один десяток лет, стала одним из символов города. Для Архангелогородцев это память о подвигах героев-полярников, гостям города рассказываются легенды о долгих арктических экспедициях, о шхуне скованной льдами, дрейфующей в бескрайних северных морях. Конечно, эти легенды, выдумки, но между тем шхуна "Запад" это единственный морской символ Архангельска, города ставшим первым портом Российской империи.

Долгое время судно находится в аварийном состоянии, но ожидаемую реставрацию не дождалось. 31 марта 2016 году, ночью на борту неожиданно вспыхнул огонь, повредив из без того обветшавший корпус шхуны. Остатки Шхуны "Запад" были разобраны и утилизированы.

Основные технические характеристики судна:
- Год постройки: 1949
- Место постройки: г. Турку, Финляндия
- Завод строитель: Oy Laivateollisuus Ab
- Система набора судна: Поперечная
- Число палуб: Одна
- Число построек на верхней палубе: Две
- Форма кормы: Транцевая
- Материал корпуса: Дерево
- Число мачт: Три
- Число труб: Одна
- Парусное вооружение судна: Бермудское
- Мощность: 225 л.с
- Длина: 44,35 м,
- Ширина: 8,75 м
- Водоизмещение: 550 т.
- Грузоподъемность: 328 т.
- Высота мачт от киля: 39 м
- Площадь всех парусов: 850 кв.м.
- Экипаж: 22 человек
- Шпангоуты: сделаны из бруса 250×250 мм.
- Обшивка из доски: 70 мм.
- Двигатель: фирмы «Юне Мункель», мощностью 225 л.с и вспомогательный двигатель «Викстерм Листер». Двигатель с 1965 года «Бокау Вульф», мощностью 300 л.с.
- Скорость хода под парусами: 8 узлов.


Конкурс социальной рекламы «Архиф»2007 год

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 160000, Архангельск, наб. Северной Двины (Красная пристань)
Координаты: 64.533880, 40.514482
Дата строительства: 1949 год
Статус: утрачен

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Иришка 2023-03-11 17:30
«Запад» (изначально название судна «Сардина») — это трехмачтовая парусно-моторная шхуна с бермудским парусным вооружением, построенная в Финляндии в городе Турку в 1949 году.
Пономарь 2023-03-11 17:29
Сегодня шхуны в Архангельске нет, не сберегли. Но память остается.
нОдежда 2023-03-11 17:28
Парусно-моторная шхуна «Запад» стала символом Архангельска в 1983 году, в канун 400-летия города.
Ксения 2020-06-16 11:47
Легендарное судно, жаль, что его не сохранили
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ